Cyberpunk без киберпанка
"Что за хрень я только что смотрел?" – недоумевал
я, неспешно выходя из зала после
просмотра "Бегущего по лезвию 2049" Дени Вильнёва. Это вы называете
Cyberpunk?? И это продолжение культового фильма Ридли Скотта "Бегущий по
лезвию" 1982 года??
Странные ощущение были у меня. Словно меня хитро обманули,
как будто мне дали шоколадную конфету, а после того как я развернул обертку,
обнаружил "ириску". Вроде тоже конфета, но не то что я ожидал...
Время прошло, эмоции улеглись, поэтому выскажу своё мнение об
этом фильме., что понравилось, а что нет
..Ну что, погнали?
"Если хочешь указать на ошибки,
то сначала похвали, мерзавец !"
("Обыкновенное чудо")
Начну с того, что понравилось. Работа оператора в "Бегущем по лезвию 2049" – шикарна. Очень понравилась! И это, пожалуй, всё.
Справедливости ради скажу, что Вильнёв не подражал Ридли
Скотту, а создавал собственный мир. Возможно из-за этого мне не понравился
новый "Бегущий по лезвию 2049", - слишком похож на мир, который я
наблюдаю ежедневно. Не за этим миром я шел в кино.
А теперь субъективная критика.
Поклонникам (ценителям) киберпанка будет любопытно узнать
что название "Бегущий по лезвию" -- это название из
романа Алана Ноурса The Bladerunner (1974 г.). Так называли
продавцов контрабандных медицинских товаров (грубо говоря, "толкач лезвий").
А сам фильм снимался по роману Филипа Дика "Мечтают ли андоиды об
электроовцах". К сожалению, Филип Дик не дожил до экранизации своего
романа, но успел увидеть отрывок, который его впечатлил. Писатель сразу узнал
придуманный им мир. Он похвалил и финальную версию сценария.
Что же касается "Бегущий по лезвию 2049", то лично
мне не понравилась игра героев, а именно тишина. Ссейчас поясню.
Тишина и молчание отличаются тем, что тишина — это
отсутствие звуков; молчание — это когда те, кто молчит, казалось, могли бы
говорить, но не хотят или не могут. ( (С) Леонид Андреев)
Когда главные герои в Бегущем (1982) замолкают во время
разговора и смотрят друг другу в глаза, их диалог продолжается. В нем
ход мыслей чувствуется яснее, чем в разговоре.
В современном "Бегущем" в
"красноречивом" взгляде главного героя чувствуется именно тишина, то
есть отсутствие мыслей.
Единственные живые персонажи, как не парадоксально, ---
это девушка голограмма - ее эмоции и чувства были живыми, ну и Харисон
Форд..
Не понравилось в новом фильме отсутствие самого киберпанка,
не чувствовалось самой атмосферы нуара, жизни мегаполиса, где дождь
лил уже третью неделю, а бетонное кольцо темных улиц освещаемое неоновыми
вывесками и локальными пожарами сжимается вокруг зрителя и держит
его в напряжении. Эта магия была в фильме 1982 года, но уже не ощущалась в в "Бегущем…
2049".
Возможно на меня повлияло отсутствие музыки Вангелиса
(греческий композитор и один из первых исполнителей электронной музыки), которую
он написал для первого "Бегущего по лезвию", что сильно повлияло на
восприятие фильма.
В сиквеле, вместо Вангелиса писали музыку Йохан
Йоханнссон, Ганс Циммер и Бенджамин Уолфиш. Возможно, они пытались воссоздать шедевр пионера электронной
музыки, но увы, - в итоге получилась лишь слабое подобие, нечто, отдаленно напоминавшее музыку грека.
По-моему, истинное
искусство должно всё же порождать новое. Не обязательно это новые формы,
достаточно даже нового взгляда на привычное. Так было с "Бегущим по
лезвию" 1982 года. Стилистические элементы картины — ночной город,
переполненные улицы, постоянный дождь, смог, летающие автомобили — все чаще
использовали в других фильмах и клипах. "Бегущий по лезвию" стал
прародителем нового жанра, который мы сейчас знаем как киберпанк.
«Бегущий» особенно впечатлил создателей аниме. Заметно его
влияние в "Призраке в доспехах" и "Акире" - культовых аниме, которые смотрел каждый,
кто не равнодушен к этому жанру.
И да, этот монолог шикарен!
И да, этот монолог шикарен!