Cyberpunk без киберпанка


"Что за хрень я только что смотрел?" – недоумевал я, неспешно выходя  из зала после просмотра "Бегущего по лезвию 2049" Дени Вильнёва. Это вы называете Cyberpunk?? И это продолжение культового фильма Ридли Скотта "Бегущий по лезвию" 1982 года??

Странные ощущение были у меня. Словно меня хитро обманули, как будто мне дали шоколадную конфету, а после того как я развернул обертку, обнаружил "ириску". Вроде тоже конфета, но не то что я ожидал...


Время прошло, эмоции улеглись, поэтому выскажу своё мнение об этом фильме.,  что понравилось, а что нет ..Ну что, погнали?

"Если хочешь указать на ошибки,
то сначала похвали, мерзавец !"
("Обыкновенное чудо")

Начну с того, что понравилось.  Работа оператора в "Бегущем по лезвию 2049" – шикарна. Очень понравилась! И это, пожалуй, всё.
Справедливости ради скажу, что Вильнёв не подражал Ридли Скотту, а создавал собственный мир. Возможно из-за этого мне не понравился новый "Бегущий по лезвию 2049", - слишком похож на мир, который я наблюдаю ежедневно. Не за этим миром я шел в кино.

А теперь субъективная критика.

Поклонникам (ценителям) киберпанка будет любопытно узнать что название "Бегущий по лезвию" -- ­это название из романа  Алана Ноурса The Bladerunner (1974 г.). Так называли продавцов контрабандных медицинских товаров (грубо говоря, "толкач лезвий"). А сам фильм снимался по роману Филипа Дика "Мечтают ли андоиды об электроовцах". К сожалению, Филип Дик не дожил до экранизации своего романа, но успел увидеть отрывок, который его впечатлил. Писатель сразу узнал придуманный им мир. Он похвалил и финальную версию сценария.

Что же касается "Бегущий по лезвию 2049", то лично мне не понравилась игра героев, а именно тишина. Ссейчас поясню.

Тишина и молчание отличаются тем, что тишина — это отсутствие звуков; молчание — это когда те, кто молчит, казалось, могли бы говорить, но не хотят или не могут. ( (С) Леонид Андреев)

Когда главные герои в Бегущем (1982) замолкают во время разговора  и смотрят  друг другу в глаза, их диалог продолжается. В нем ход мыслей чувствуется яснее, чем в  разговоре.

В современном "Бегущем" в "красноречивом" взгляде главного героя чувствуется именно тишина, то есть отсутствие мыслей.

Единственные живые персонажи, как не парадоксально,  --- это  девушка голограмма - ее эмоции и чувства были живыми, ну и Харисон Форд..

Не понравилось в новом фильме отсутствие самого киберпанка, не чувствовалось самой атмосферы нуара, жизни мегаполиса, где дождь лил  уже третью неделю, а бетонное кольцо темных улиц освещаемое неоновыми вывесками  и локальными пожарами  сжимается вокруг зрителя и держит его в напряжении. Эта магия была в фильме 1982 года, но уже не ощущалась в в "Бегущем… 2049".

Возможно на меня повлияло отсутствие музыки Вангелиса (греческий композитор и один из первых исполнителей электронной музыки), которую он написал для первого "Бегущего по лезвию", что сильно повлияло на восприятие фильма.

В сиквеле, вместо Вангелиса писали музыку Йохан Йоханнссон, Ганс Циммер и Бенджамин Уолфиш. Возможно, они  пытались воссоздать шедевр пионера электронной музыки, но увы, - в итоге получилась лишь слабое подобие,  нечто, отдаленно напоминавшее музыку грека.

По-моему,  истинное искусство должно всё же порождать новое. Не обязательно это новые формы, достаточно даже нового взгляда на привычное. Так было с "Бегущим по лезвию" 1982 года. Стилистические элементы картины — ночной город, переполненные улицы, постоянный дождь, смог, летающие автомобили — все чаще использовали в других фильмах и клипах. "Бегущий по лезвию" стал прародителем нового жанра, который мы сейчас знаем как киберпанк.

«Бегущий» особенно впечатлил создателей аниме. Заметно его влияние в "Призраке в доспехах" и "Акире" -  культовых  аниме, которые смотрел каждый, кто не равнодушен к этому жанру.

И да, этот монолог шикарен!




Популярные сообщения